Здравствуйте, Денис Анатольевич. Большое спасибо за ваш ответ в теме «Медицинское обеспечение соревнований» (вопрос про маэдзумо и бандзукэ-гай). Если позволите, задам еще несколько вопросов по теории в форуме вашего имени:
Вопрос 1: маэдзумо. Как выяснилось, я ошибочно приравнял маэдзумо к кёсюдзё (школе подготовки начинающего сумотори). Через лигу проходят как те, кто только встал на путь рикиси, так и те, кто выбыл из бандзукэ, чтобы подтвердить/переподтвердить свою профпригодность. То есть маэдзумо - это что-то вроде экзамена в ГИБДД. Пожалуйста, поправьте, если ошибся.
Итак, цепочка следующая: молодой человек приходит в хэя: «хочу быть рикиси» -> после одобрения сисё идёт в кёсюдзё -> после успешной сдачи теории зачисляется в маэдзумо -> после успешного выступления зачисляется в дзёнокути. Либо: рикиси получил травму и пропустил несколько турниров -> упал в бандзукэ-гай -> после выздоровления зачисляется в маэдзумо -> после успешного выступления зачисляется в дзёнокути.
Собственно вопрос: что есть успешное выступление в маэдзумо? Олег Иванов приводит цифру в 3 победы в 7 поединках за полгода, т.е., по-видимому, за 3 басё, иначе – отчисление; но, например, видим пример
Сугисита – зачисление в дзёнокути при 0-5 в маэдзумо,
Терумичи при 0-4,
Аран начинал с 2-3, по большинству нынешних сэкитори вообще нет данных (хотя, возможно, это недостаток sumodb)
Вопрос 2: бандзукэ-гай. Прицепом к вопросу 1: выбывание из бандзукэ возможно только из-за травмы и пропуска турниров? Удручающие карьерные результаты вышеупомянутого Сугиситы (1-41, единственная победа – ввиду неявки соперника) – не только не выкидывают его из табели о рангах, но, напротив, почти всякий раз повышают!
Вопрос 3: буракумины в сумо. Январская
новость о закрытии Нисёносэки-бэя меня удивила больше завершением карьеры
Касачикары, а вернее, наличием таких персонажей в сумо. 27-летняя карьера, высший ранг – дзёнидан-67. Как понял в дальнейшем, таковых в общем-то немало, проводящих 10-20 и более лет в сумо, не достигая при этом и сандаммэ, а, соответственно, фактически за жрат работающих уборщиками, посудомойщиками, банщиками, при этом не имея ни личной жизни, ни свободного времени, ни перспектив, да к тому же регулярно получая по мордасам от вдвое младших по возрасту и будучи у них на посылках. Да, не всем дано быть чемпионами, да, есть энтузиасты-романтики, мечтающие прикоснуться к миру сумо, но ведь трёх-пяти лет должно быть более чем достаточно, чтобы понять первое и досыта наесться вторым. Размышление натолкнуло на мысль, не пытаются ли парии в сумо скрыться от ещё более безрадостной жизни «на гражданке»? Как относится мир сумо к замалчиваемо-отвергаемой, но существующей проблеме японского общества, действует ли в сумо «несть ни эллина ни иудея»? Есть ли у вас такие сведения?
Вопрос 4: временная тренерская лицензия. Одзэки, выходя в отставку, получает временную тренерскую лицензию на три года. Вопрос: он должен уйти именно в ранге одзэки, или допускается карьерный спад, а временная лицензия уже забронирована за борцом и ждёт его до конца карьеры?
И в любом случае возникает вопрос, почему почти никто не пользуется этим правом? Просмотрел на sumodb анкеты всех послевоенных одзэки, покинувших дохё. Всего 35 человек, из них 1 (
Вакахагуро) покинул сумо, не становясь ояката (игромания->контрабанда оружия->полтора года тюрьмы->увольнение / смерть через 4 года от инсульта), и 1 (
Точиадзума) таки побыл ояката Точиадзума (ныне Таманои). Остальные сразу принимали новое имя.
Лицензии очень дороги, я так понимаю, что и аренда их стоит немалых денег. Почему бы не пополнить/сохранить банковский счет имея выстраданную потом и кровью привилегию, сдавая в аренду ранее приобретенную собственную или не арендуя три года чужую? Или дефицит лицензий порождает необходимость в любом случае запасаться ими заблаговременно (хотя, в принципе, и сейчас имеются семь неактивированных лицензий; да и единственное исключение - Точиадзума - я так понимаю в любом случае унаследовал бы лицензию от отца)? Или людям мира сумо, где каждый шаг рикиси имеет денежное выражение, деньги неинтересны, причем совсем, причем всем?
Вопрос 5: тренерская карьера Асасёрю. Ввиду обстоятельств отставки, право на лицензию временную или пятую дай-ёкодзунскую даже и не рассматривалось? А равно принятие японского подданства Синим Драконом?
Вопрос 6: влияние Китаноуми В вашем блоге вы подробно осветили предмет недавних жарких споров на форуме, в частности, в деталях описали механизм присвоения звания ёкодзуна. И, возможно, благодаря вашим усилиям, 55-ому великому чемпиону чуть реже икается
. Но тем не менее является ли даже такой механизм совершенным? Ведь, например, согласно российской Конституции Федеральное Собрание и Конституционный Суд являются мощным противовесом власти Президента и Правительства. Как оно на самом деле, думаю знают даже участники форума из других стран. Насколько велики авторитет и влияние дай-ёкодзуны, не впервые возглавляющего Ассоциацию?
Вопрос 7: ёкодзуна без ёкодзунства. И, напоследок, разрешите помудрствовать лукаво в продолжение недавних споров о правиле «двух кубков подряд». Предположим, Котоосю, домучивающий карьеру (вы, кстати, так же считаете?), вдруг встрепенется и как лебединую песнь возьмет эти самые Два Кубка Подряд. Доломав колени, вымучивая победы, в том числе хэнкуя, хатакикомя и фусен-сюя где только можно и, с очевидностью находясь на пороге завершения карьеры в виду состояния здоровья. Получит ли он заветную цуну? Что приоритетней: добытый результат или пресловутое хинкаку и обозримая карьера в ранге небожителя?
Postscriptum: сразу хочу извиниться, если эти вопросы уже обсуждались, являются риторическими или требуют инсайдерской информации.