mike67 писал(а):
В Японии так и есть: китаец покажет десять выточенных сквозь друг друга костяных шаров, а японец - грубую глиняную чашку с косым срезом внизу - и сразу будет понятно, кто гений, а кто нет.
У Тургенева рассказ "Певцы" на ту же тему.
Ну всё ж не совсем на ту... первый певец у Тургенева ведь тоже не чужеземец и поёт не по-французски. И победитель состязания - не однобокий, он наверняка умеет петь что-то кроме той самой печальной песни, вывернувшей душу всем собравшимся. И странно сравнивать ту песню с грубо исполненной чашей, он ведь как раз и взял не самой песней, а именно исполнением.
Смысл "Певцов" - в том, что победивший - суть одно целое с народом, в родстве душ, в том, что он смог подарить всем слушателям искреннюю печаль и величайшую радость. Сато, конечно, плоть от плоти японского народа, этого не отнимешь. Но ведь тот певец - ещё и гений, вот что главное. А Сато гением сумо я бы не назвал ни в коем случае, в том числе и из-за однобокости. И даже если Сато станет ёкодзуной, то "радостью народа" (как называли непутёвого бразильского гения футбола Гарринчу) его могут назвать только от безысходности, если других кандидатов не будет.