Я бы различал духовность собственно, и разговоры о ней.
Духовность в контексте Сумо я вижу в мужественно-сдержанном принятии и победы и поражения, в отсутствии нагнетания страстей перед турниром (типа - Котоосю орал бы перед прессой: "Я порву этого эстонского пацана на Аки-басё! Этот здоровяк еще отведает моего уватэ-наге!"), ну и по мелочам - ритуал там, то-сё.
А вот всякие японские национальные обычаи - это именно японские национальные обычаи, хоть они и склонны видеть в них духовность.
Национальным обычаем является поклонение чистой силе, мощи.
ПОЛОЖЕНО восхищаться Йорикири. ПОЛОЖЕНО как-бы слегка смущаться Хенка.
Без проблем! Смущаются, восхищаются. Только потом, наедине с учеником - станет ли Ояката вести ту же ригидную, на грани дубовости, политику? Точно станет? Я бы лучше подслушал точно, как общаются Такаторики и его сильнейший боец Рохо, благодаря которому Школа звучит на высшем уровне.
Есть ритуал, а есть жизнь. Ритуальные порицания Хенка - и то не все произносят. А по жизни - все делают.
--------
Хенка - это не неожиданный пинок в пах ничего не подозревающему противнику.
Хенка - это сложнокоординированное движение, сочетающее и перемещение, и работу рук, и точное своевременное усилие.
А теперь прикиньте - сколько надо тренировать СВОЕВРЕМЕННОСТЬ, без которой Хенка не сработает. И своей техники, и учета положения противника, который бросается б ы с т р о.
И попробуйте утверждать, что эта своевремнность у всех сумотори просто от рождения имеется. Да нет, конечно! Эта своевременность - отрабатывается. По-японски упорно, нудно, до ломоты в отводящих мышцах бедра (для хенка требуется специфическое мышечное усилие ножной мускулатуры, не встречающееся в обыденной жизни и "нормальной" сумоистской работе).
И, естественно, под руководством Оякаты лично.
Я заострю - оякаты лично тренируют своих учеников в выполнении Хенка, показывают, рассказывают, ругают за тупость, может даже бьют.
А потом официозно лицемерят по красивому национальному обычаю.
Кстати - я вот чего-то не припомню - может кто-то указать ссылку, чтобы некий Ояката говорил типа: "Мы все очень сожалеем, что наш борец применял Хенка и набрал столько-то побед ... Я теперь этого борца буду дрючить днем и ночью с целью отучения ... Предлагаем лишить нашего борца фигово завоеванного звания Комусумби, Секиваке, Озеки ... Я рыдал, когда мой сын победил в суперфинале с помощью позорного приема и первый раз завоевал Кубок ... (Точиадзума в январе 2002 против Тиотайкая)"
Чиновное начальство - да, поругивается, а Оякаты?
--------
И, джентльмены - ну, извините, не похож Рохо на балерину. И никто из сумотори непохож.
Даже Майноуми и Хаятеуми, славные прыжковым выполнением означенного "позорища".
---
И что Хакухо с Миябиямой не получили званий "справедливо" - вопрос сильно дискусионный. Как я уже писал, публичное озвучивание недоумения некоторых членов Совета единоличным решением Китаноуми - это показатель СИЛЬНОГО недовольства.
Тусование решений туда-сюда - тоже не показатель духовности.
Нормальная борьба за власть, за, по-возможности, единоличное управление богатой и славной организацией. Борцы идут просто разменной монетой в утверждении личного Китаноуми величия.
Решение о запрете пропускать турнир "по справке" без понижения в банзуке - это же тоже Китаноуми. Одной из мотиваций было, как сейчас помню, "побуждение Ояката строже следить за здоровьем своих питомцев, не допускать травм". Мы сейчас видим, во что это вылилось в смысле здоровья питомцев.
Традиции - да, а духовности тут ...
|