Хотелось бы узнать, почему уважаемые софорумники его, Сумо, любят.
Начну с себя.
------------------------------------------------------------------------------------
Сумо - довольно комплексное явление культуры Японии, потому отношение к нему у меня достаточно сложное, хотя в целом – фанатею настолько, насколько я вообще способен фанатеть.
Одни аспекты меня привлекают, другие отталкивают, и хотя тему я открыл о привлекательности Сумо, но рассмотрю и отрицательные (для меня) аспекты.
СУМО КАК ЕДИНОБОРСТВО.
Это самая востребованная мною составляющая Сумо.
В мире много единоборств, все они так или иначе моделируют реальное столкновение врукопашную. Ситуация в России достаточно актуальная, да и вообще – интересно и азартно, потому как начал в 13 лет боксом заниматься, так и по сию пору от различного мордобоя отвлечься не могу.
Перепробовал многое, пересмотрел все, что только можно найти в Сети и литературе.
Имею представление о плюсах и минусах всех распространенных стилей, и считаю, что Сумо – самый интересный и самый недооцененный в этом смысле вид.
-
Ситуации в схватке могут случиться самые разные, поэтому арсенал бойца должен включать и удары, и броски, и болевые.
И боксеры с кикбоксерами проигрывают микс-файтерам потому, что бороться не умеют, а борцы – потому что не умеют бить.
- При этом ориентация на партер вредна тем, что при количестве противников более одного, в этом партере тебя по всей видимости и закопают, если только класс борца не превосходит класс противников очень намного.
Потому избегать партера «в реале» надо всемерно. Так что современный микс-файт, где партеру уделяется огромное внимание, а также вольная и классическая борьба, самбо и дзюдо – хуже Сумо. Партера в Сумо нет, а вот противодействие переводу в партер есть. И поскольку «касание земли третьей точкой» означает поражение, то и арсенал бросков и заваливаний с одной стороны, противодействий им с другой стороны – велик и проработан отлично, особенно базовые варианты. А для дела, будь то рукопашный бой, драка или соревнование, базовые варианты обычно исключительно и проходят, все сложные решения делу по большей части только вредят.
При этом богатый арсенал бросков с помощью пояса в реале обычно не прокатит за отсутствием пояса, и воспринимаю я их эстетически, а не заинтересовано-практически.
Сукуи-наге, Хатакикоми и Хикиотоси – те кимарите, изучить которые очень полезно на практике, и которые встречаются в спортивных и реальных боях далеко за пределами дохё.
Хатакикоми и Хикиотоси делают хорошо просто все, а по Сукуинаге лучшие спецы на мой взгляд – Кайхо и Асасёрю, а в силовом варианте – Ваканосато.
- Какие бы красоты не показывали представители айкидо и дзю-дзютсу, но задушить человека или взять сустав на болевой в стойке, да еще быстро – провести на реально сопротивляющемся противнике не удается почти никогда. Лучше и не учиться этому – не считать будущего врага слабаком и неумехой.
Но вариант болевого контроля-броска коте-наге – вполне практичен, варианты такого болевого запирания локтя распространены в «грязном» боксе. Но в Сумо это легально, хорошо изучено, и отрабатывается специально. Касугао и Кайо – эксперты, у которых можно поучиться, как это делается.
- Ударный арсенал Сумо невелик, что, впрочем, не является недостатком. Бокс со своим арсеналом в три удара завоевал заслуженную славу и взят на вооружение ныне и рукопашниками, и микс-файтерами, и кикбоксерами, и бойцами Муай-тай.
А на улице, как показывает анализ записей уличных драк, ударный арсенал победителей вообще исчерпывается более чем на 95% боксерскими прямым и боковым, ударом головой и коленом.
В Сумо аналоги прямого – это Цуки, Нодова; аналоги бокового – Цукиотоси, Харитэ.
Траектории рук, способы вложения силы, координация – все хорошо проработано и легко апгрейдится в боксообразный ударный арсенал. При этом стоит учесть, что небинтованый кулак ломается очень легко, а удар-толчок ладонью – гораздо безопаснее в смысле возможности травм. В армейском Муай-тай для рукопашки в Тайланде главное отличие – в том, что удары кистью проводятся ладонью, а не кулаком. Можно, конечно, сказать, «да хрен с ним, кулаком, до следующего раза заживет», но мне кажется, что никто не знает, когда будет следующий раз и лучше поберечься.
Кроме того, Нодова легко трансформируется в болевой защипывание или ломание кадыка, Хатакикоми и Харите – в удар предплечьем или ребром ладони по шее, а выпад с захватом пояса спереди (Хаятеуми, Хакухо) – в апперкот ниже пояса, или удар-захват за гениталии.
В качестве экспертов прямого удара назову Тиотайкая, Терао, раннего Асасёрю (серийная работа), Хокуторики неподражаем в одиночном таранном варианте. Хорош также Ама.
В Харите был очень силен Такаторики, сейчас хорош Вакакирин.
По технике Цукиотоси различных вариантов (в том числе в хенка) идеальны Асановака, Вакатоба, Кайхо, Мусояма, Оцукаса, Тамакасуга, Точиадзума.
- Кроме того на Тати-ай случаются «удачные» попадания головой, плечом и предплечьем в голову противника, приводящие к нокдауну (Асасёрю-Котоосю, Хакурозан-Баруто, Кайхо-Ваканояма, Такановака-Тиотайкай, Оцукаса-Котоновака). Их тоже можно взять в арсенал, тем более, что технически все очень просто – надо выполнить в противника стартовый рывок, выставив вперед голову, предплечье или плечо.
- Тати-ай – это отдельная песня, разучить которую крайне полезно любому единоборцу.
Моментальный выплеск силы и скорости в едином сконцентрированом движении тела и духа не оставит шансов никакому зазевавшемуся противнику. Яркое выражение принципа каратэ «одним ударом наповал».
Известна убойная пощечина Кёкудозана на Тати-ай, приведшая к сильному нокауту гораздо более тяжелого противника. Котомицуки таким же ударом отправил Такановаку в глубокий нокаут, и практически закончил его серьезную карьеру.
- Техника ног в Сумо борцовская. Полезны «для реала», наверное, только силовые выполнения подсечек (чтобы можно было спутать с пинком по суставам) – Кетагури, Кекаеси, Сусо-хараи. Смотреть Асасёрю и Токитенку в первую очередь.
Зацепы изнутри и снаружи занимают больше времени и обычно приводят к падению и проводящего прием, поэтому их лучше не рассматривать для реала.
Арсенал невелик, ну и ладно – на ногах надо ходить, а не драться ими. Вроде бы чем-то подобным ограничивался и старый «бандитский» Саватт – и ничего, все боялись.
- Итого, есть чем благородно начистить лицо конкуренту на дискотеке, есть также и чем спасти свою жизнь в грязной и жестокой ситуации.
-
В Дзю-до, дзю-дзютсу, айкидо и тайцзицюань есть доктрина использования силы противника против него самого.
Но весовые категории практически убили этот принцип в борьбе (силу накачать проще, чем развить чувство противника). Айкидо так и не решилось ввести в систему реальные соревнования, а Тайцзи толком заинтересовалось толканием только в 90-е и еще не развернулось на должном уровне – мешает ориентация на оздоровление старичков и старушек.
В Сумо этот принцип цветет в обороне пышным цветом, ибо весовых категорий у профи нет!
Причем парадокс в том, что принцип Сумо гласит: «Тянут – толкай, толкают – тоже толкай». Это круто, конечно, «ни шагу назад», соревнование в мощи (сила + скорость) и все такое, но жизнь берет свое наперекор гордо выставленным пузам. И использование инерции противника, тонкое управление его равновесием, искусство маневра в противодействии сильному, умелому и агрессивному противнику, да еще не уступающему в скорости – делает Сумо истинным искусством.
Ибо «когда сильный побеждает слабого, или быстрый бьет медленного – в этом нет искусства, это естественное соотношение, и только».
В каком еще единоборстве можно победить противника втрое тяжелее себя?!
-
Важным средством противостояния могучему сопернику является искусство передвижения, маневр.
Заступ за арену означает поражение, и потому у рикиси в крови не отступать назад по прямой. В других единоборствах этот принцип доходит очень долго и ошибка прямого ухода назад еще оставалась у братьев Кличко, когда они уже были чемпионами мира.
Маневр в боксе, в принципе, тоже проработан хорошо, вот только им пользуются очень мало кто – при примерно равном по весу противнике в этом нет большой нужды.
А в Сумо маневрировать умеют даже самые тяжелые – всегда есть опасность нарваться на еще более тяжелого и сильного.
Это тоже как бы не круто, но практично, и потому кувырком летящий от инерционного броска мимо посторонившегося противника рикиси - стандартное фото с соревнований.
Простое пускание противника по касательной, чтобы он просто вышагнул туда, куда сам не собирался – дает победу не только в Сумо, но способно выручить и в жизни. Маневром плюс выведением из равновесия и (или) толчком можно направить врага в стену, сбросить с обрыва, спустить с лестницы, выкинуть на дорогу под автомобиль, поставить под удар другу, или даже другому врагу. Уходы с линии атаки тазовой уверткой, различными шагами и прыжками, Окури, плюс последующие толчки. Асановака, Кёкусюдзан, Аминисики, Хаятеуми, Ама, все Хенка – это все просто золотой фонд реального единоборства.
Немного апгрейда – и все это легко применимо и в противостоянии нескольким противникам.
-
И мне очень нравится, что в этом древнейшем в Азии боевом искусстве – нет никаких формальных упражнений (то есть танцев на боевую тему), а есть практика-практика-практика в парах с разными партнерами. Это не позволяет отвлечься от реальности.
И вот от этих всех особенностей Сумо я просто ТАЩУСЯ!!!
СУМО КАК ФИЗКУЛЬТУРА.
«Человек молод до тех пор, пока молоды его ноги.»
«Возраст виден по осанке.»
«Старость – это усталость.»
На обычных граждан давит груз лет, а на сумоистов – груз лишних килограммов (процентов 30-50 веса, на мой взгляд). Да еще и противодействие чужим многочисленным килограммам – в общем арсенал упражнений Сумо, хотя и не очень богатый – великолепно строит тело в соответствии с двумя первыми физкультурными поговорками.
А принцип «ледяного куба» в Сумо так похож на принцип «прямоугольника» в модном у голливудских звезд Пилатесе, что я просто в восхищении! Мадонна и Котомицуки используют одинаковый принипц держания корпуса в упражнении!
Конечно, внешний вид сумотори достаточно своеобразен, нужно немножко сдвинуть эстетическую «точку сборки», чтобы его заценить. Но даже суровые критики внешнего вида рикиси не могут отрицать, что они очень проворны, гибки, пластичны и координированы.
А сто с лишним миллионов японцев показывают, что научиться видеть их красоту возможно, и даже легко.
Многие же тысячи сумотори-любителей нетяжелых весовых категорий демонстрируют эффективность кейко без такого экстремального внешнего вида.
Мне – очень нравится действие упражнений Сумо. В своё время стало откровением, что у меня, оказывается, есть тазобедренные суставы, и что они радостно «поют» от сочетания Сико, растяжек и Сури-аси.
СУМО КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ОБРЯД.
Сумо имеет заметную религиозную составляющую, это синтоистский обряд.
Священная глина, потомственные мастера строительства Дохё, изгнание злых духов, площадка для боя в виде Мандалы.
Следует проникнуться и заблагоговеть, но я довольно холоден к религиозным доктринам, а этнографические подробности меня редко интересуют.
В общем – я в курсе, что эта составляющая есть, она меня не касается, и я к ней равнодушен.
СУМО КАК СПОРТ.
Очень нравится.
Понимая общую логику правил Сумо, направленность тренировок, я с удовольствием наблюдаю мастерские Йорикири, например.
Это, конечно, и близко не так здорово, как Хенка, но тоже интересно. И Таканохана – очень мною любим, хотя он и не блистал арсеналом, могущим быть употребленным в кабацкой драке. А Тионофудзи меня просто восхищает своим спортивным совершенством.
- Турниры достаточно часто – чаще, чем дерутся боксеры-профессионалы, не успеваешь зачахнуть в отрыве от своих любимцев. Но аппетит сохраняется, турнира ждешь.
- Турниры реже, чем футбольные туры, нет напряга все отслеживать и смотреть.
- Боев проводится много, все сильнейшие регулярно встречаются меж собой и можно быть уверенным, что кубки зарабатываются честно, без подковерных игр и почти без случайностей. Кто достоин – тот и наверху. Спортивный принцип на высоте, не то, что в том же боксе.
- Разноплановых борцов много, можно иметь много любимцев и кто-нибудь из них да порадует.
- Схватки динамичные, зрелищные в большинстве своем. Нудного отбывания номера, как в футболе, или однообразного околачивания друг друга как в боксе – нет. Двое сошлись, один упал – как ковбойская дуэль.
- Наличие бойцов разных стран добавляет перца, способствует развитию Сумо, препятствует застою.
СУМО КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ.
Вот это тот аспект, который мне по большей части неприятен.
Сумо – заповедник средневековой Японии, образец конфуцианского принципа «сяо» в действии, хранилище предрассудков и социальных атавизмов.
- Ритуалы рулят. Это вовсе не плохо. Культура поведения на дохё до такой степени превышает футбольно-боксерские заскоки их звезд, что по сравнению с сумотори очень многие спортсмены – просто дикари. Это не так, но это так вести себя ПОЛОЖЕНО – и за этим следят суровые самураистые чиновники. И неприятностей у «варвара» будет много, если что. Ну и это – хорошо, по-моему.
- Подавление младших старшими – это плохо.
Дедовщина в Школах цветет пышным цветом, принимая иногда воистину отвратительные формы.
Нашумевшее убийство пацана произошло в Школе, где рулят старшие борцы Токитенку, Тойоносима и Токицууми. Тойоносима в пору подсчета мною баллов вежливости-невежливости у меня был в лидерах. Борьба после предтурнирной травмы, полученной от зверствовашего Асасёрю – гимн стойкости и силе воли Тойоносимы.
И вот этот до сих пор такой симпатичный мне борец – оказывается, не остановил издевательств над пацаном. А может и способствовал.
Мне теперь тяжело вообще выбирать себе «любимчиков» стало. На дохё и возле – они все такие спокойно-уравновешено-собранные (за редким исключением). А вот что там творится за закрытыми дверями фактических казарм, населенных молодыми здоровыми мужчинами, в соответствии с освященными традициями, разделенными на «людей», и «кохаев»? Может Ама и Аминисики тоже зверствуют не хуже Асы?
Так что от человеческого отношения к сумотори я абстрагировался на неопределенный срок. И баллы вежливости теперь мне считать не интересно.
И Хакурозан в раннем интервью так мимоходом обмолвился, что пришлось обломить попытавшихся прессовать новичков «старших товарищей».
И противоречиво описывавшийся конфликт Рохо с Асасёрю для меня сейчас совершенно ясен – Аса пытался запугать осетинского богатыря по своей обычной привычке давить возможных конкурентов.
И получил от самолюбивого осетина такой отлуп, что пришлось напоминать, кто тут Йокодзуна и сетовать журналистам на испорченность нравов
(бу-го-га!).
- Ограничения личной свободы.
В третьем тысячелетии, на фоне развития глобализации, очень архаично смотрятся предписания и запреты, нормальному объяснению не поддающиеся.
Запрет свободного покидания стен школы для младших борцов.
Запрет позднего прихода. Один из скандалов с Асой – разбивание им стеклянной двери Школы, запертой ввиду позднего часа. ЁКЛМН! Йокодзуна не имеет ключа и не может спокойно погулять хоть и полночи, если ему в чемпионскую голову взбрело такое намерение!
Ограничения на владения тем и сем (ноутбуком, например) для младших борцов.
Совместное проживание младших борцов.
Эксплуатация младших на подсобных работах. Не ставший Секитори борец может до очень солидного возраста так и работать «негром на плантации» за гроши на карманные расходы.
Запрет на вождение автомобиля – смехотворный в наше время, похоже, не соблюдаемый, но все же существующий.
Ограничения в одежде.
- Рукоприкладство и унижение, встроенные в тренировочный процесс, достаточно примитивный «валовый» методический подход к тренировкам во многих школах. Чем больше, тем лучше, а кому тяжело – хоть сдохни.
- Полная бесконтрольность вышестоящих нижестоящими, потому торжество ретроградов в Ассоциации, трудность проведения реформ, трудность отмены даже очевидно вредных решений. Например, принятая на моей памяти отмена пропусков басё без понижения в рейтинге привела к пугающему пренебрежению здоровьем даже достаточно серьезно травмированных борцов. Почему для Баруто как следует пролеченное колено должно означать вылет из Секитори?
В общем – ритуальный образ «вспитанного парня» - единственный плюс, на мой взгляд, многозначительной фразы «Сумо – больше чем просто спорт». Все остальное, стоящее за этой фразой – мне или безразлично (я не синтоист), или просто плохо на мой взгляд.
И если бы какие-нибудь американцы или европейцы профинансировали другую профессиональную лигу без этих предрассудков, просто с ориентацией на спортивные принципы олимпийского движения, как идеологическую базу – я бы был очень за, и в случае очных встречах болел бы за «модерн».
И думаю, вслед за Осетинским Йокодзуной, что современные методы тренировки и научный подход – достаточно быстро позволили бы «новичкам» стать сравнимыми по силам с борцами японской профессиональной лиги.
Ну а как спорт, физкультура и Боевое Искусство – Сумо просто шедевр, жемчужина мудрости веков и всё такое. За что и люблю.