Представьте себе тайца, снега не видавшего, посетившего в разовой поездке в Нью-Йорк матч Кубка Стенли. И написавшего по возвращении статью о хоккее в местную газету. Он может, как бы, не в одной букве не соврать, но всё равно хоккейные болельщики от нее офонареют. А тайским читателям она никакого правильного понимания хоккея не даст, только дезориентирует. Это и произошло с Вашими путевыми заметками. «Баскетбол – есть игра для 2+метровых негров, а белых туда пускают изредка, из политкорректности.» Впрочем, чисто фактические ошибки тоже есть. У Вас очень удобно пронумерованы абзацы, я этой нумерацией воспользуюсь при комментировании. Стройность повествования пострадает, но мне неохота писать статью самому, так что извините.
Общий ориентир: Вы видели - показательные выступления Японской Ассоциации Сумо. Сумо ЯАС не тождественно сумо вообще. ЯАС в настоящее время объединяет 690 борцов. А всего в Японии в соревнованиях разного уровня участвует более 100 000 (более на 1 000 или 99 000 не скажу, не знаю). И дети, и старики, и мужчины, и женщины. Сумо школьное, студенческое, профсоюзное, народное. Даже нельзя сказать строго, что ЯАС – это организация профессионального сумо, а прочее – любительское. Потому что деньги получают в ЯАС только 70 борцов из 690. А сборные корпораций (общая численность мне неизвестна, но всяко больше 70 человек) не только за «спасибо» от менеджеров борются. У ЯАС, как любой организации, есть своя специфика, не нужно путать ее со спецификой сумо. Теперь по пунктам.
10. Противника валят – крайне часто. 30-40% схваток примерно. Прочее – таки да, выталкивание и выпихивание. Также в сумо бьют по морде, иногда вырубая. Но на показухах – воздерживаются.
11. В сумо ЕСТЬ весовые категории. В университетском сумо (уже половозрелые самцы), например, соревнования по весовым категориям начинаются с «до 65 кг». И университетские толстяки сосредоточены в категориях «более 135 кг» и в «абсолютке». Самая популярная, конечно, «абсолютная, она же – открытая», где допускаются борцы с любым весом, но выигрывают, конечно, почти всегда тяжи. В этом сумо не отличается от иных видов контактных единоборств, где в открытой категории первенство держат обычно тяжеловесы, а супер-тяжи – за редчайшим исключением толстяки, мышцы которых укутаны толстым слоем сала. В ЯАС соревнуются только в открытом весе. И потому в ТОП-70 очень редко попадают борцы легче 120 кг. Сейчас таких только двое, например. Недавняя история помнит парня 81 кг веса в топах, но это именно исключение. Зато в низших лигах стройных ребят хватает, есть и легче 70 кг. Легковесы – не только те, что не успели отожраться, но и те, кто не сумели. Не все могут набрать вес, даже с применением стероидов. И уровень набора – индивидуален. Кто-то чуть не вдвое может разожраться, а кто-то не более 5%, например. В старые времена борьба была та же, но толстяки попадались очень редко.
15. В белых поясах тренируются не чемпионы, а борцы двух верхних лиг. Те самые Топ-70, которые и являются, собственно, профессионалами.
17. Откуда берёт истоки борьба сумо – вопрос мутный. Если брать древнейшую легенду – то из мордобоя между божествами. То есть – сначала было сумо, а потом появились ритуалы )). Ритуализировать в Японии любят, ЯАС ритуалы тоже любит. Структурно – сумо есть смесь рукопашки с борьбой на поясах. Исторически – современное сумо произошло от уличных странствующих борцовских балаганов, гы-гы. Святилищ, в которых проводятся сумо-ритуалы, на всю Японию штук несколько. Так что роль синтоизма в сумо преувеличивать не надо. Она равна нулю, примерно. Но под такие синтоистские разговорчики, ЯАС имеет налоговые льготы, как «организация, способствующая воспитанию молодёжи». Хотя по количеству скандалов легко потягается в РПЦ, например. За последний десяток лет членов ЯАС только на мужеложестве не ловили. Всё остальное было, вплоть до убийства.
18. Приседание, поднимание ноги, опускание (не всегда с топанием) – есть самое популярное упражнение сумо. Развивает силу, выносливость, гибкость, равновесие. Входит в ритуал поединка ЯАС, но не входит за ее пределами. Высокое поднимание ноги с классом бойца … лучше считать, что вовсе не связано. Настолько много исключений в обе стороны, что это уже похоже на правило. Помимо прочего, способность к «вертикальному шпагату» зависит от индивидуальных особенностей тазобедренного сустава. Добавлю, что нынешняя эстетическая форма была канонизирована в 20-х годах 20-го века. А до этого просто поднимали коленку на уровень пояса и топали. Исторически – тренировка добивания сбитого с ног противника. Но можно обозвать противника «злым демоном», да. Приведенный Вами поединок, я расцениваю как игровой. Уж больно картинно малыш посучил ножками в воздухе, уж больно легко был опущен на землю. Зрители любят победы маленьких, вот и Вы с Максом тоже. На показательных выступлениях и даже «турнирах» - это обычное дело. А вот про увёртывание – это Вы мощную тему затронули ))). Кровавую, можно сказать. И даже – экзистенциально концептуальную. «Законом разрешено, но не по-пацански». Стартовое уклонение от сшибки иногда осуждается официальными лицами ЯАС, и многими болельщиками в Японии и за ее пределами. Но практикуется всеми, вплоть до Великих Чемпионов. И практиковалось руководителями ЯАС в их борцовском прошлом. Сторонники увертки обычно скромно помалкивают, но проявляют себя в опросах, или аплодисментами на соревнованиях.
32-33. Проход ступнями по полоскам – это просто часть ритуала, не показ мастерства. Таким мастерством обладает примерно каждый, поскольку это тоже обычное тренировочное упражнение. Показ мастерства – это весь ритуал в целом. Общее впечатление от концентрации Чемпиона, его настроя и совершенства в каждом движении.
35. Очень дискуссионный тезис. Очень зависит от вкуса. Техническое разнообразие выше в низших лигах. И за пределами ЯАС. Ряд приёмов числится в списке, но годами (!) не случаются у Топов ЯАС. Потому что просто не реальны при таких весах участников. И 40 секунд многим смотреть - скучно. Вплоть до обзывалки «Мистер Минута» у одного сильного борца. Да даже старшие школьники по зрелищности, имо, не уступают Топ-70. Это я очень осторожно говорю – «не уступают». «Ёкодзунам негоже уворачиваться от противника, они стараются вытолкать друг-друга из ринга одной лишь силой» - голимая пропаганда. Гоже – не гоже, но они уворачиваются регулярно. Прямо сегодня, например, случилось. А «одной лишь силой» - это просто ошибка. У Великих техническое оснащение обычно превышает силовое, хотя и силы навалом. «Мастерство» - категория больше техническая. Если вкратце подытожить – Вы взяли одну организацию, где 1) спортивная специфика – только абсолютная категория, а 2) идеологическая специфика – закос под религию. И распространили заморочки ЯАС на это единоборство в целом. Получилась «борьба, где пупсы животами пихаются во славу Синтоизма». А это – нормальный спорт, и прекрасное единоборство.
_________________ Секитори без ёрикири: Аби Бусёзан Томоказе Тохакурю Точитайкай Набатаме
|